12 июля Лефортовский райсуд Москвы снова заочно приговорил к аресту Ачемеза Гочияева – на этот раз по обвинению в хранении оружия. Именно этот человек проходит в ФСБ как организатор взрывов двух жилых домов в Москве в 1999 году. Точное местонахождение этого выходца из Карачаево-Черкесии неизвестно. Предположительно, он скрывается в Турции.
При ходатайстве в суд следователь ФСБ указал, что находящийся 20 лет в международном розыске за организацию взрывов жилых домов Гочияев обвиняется по ч. 3 ст. 222 УК РФ (незаконное приобретение, сбыт, хранение, перевозка оружия). В итоге суд постановил заключить фигуранта под стражу с момента его экстрадиции в Россию.
Связь между Ачемезом Гочияевым и оружием нашли в Карачаево-Черкесии. В ходе спецопераций в этом регионе было задержано более десятка членов запрещенной организации «Ат-Такфир валь-Хиджра». Во время обысков найден схрон с вооружением, на котором идентифицировали отпечатки пальцев Гочияева, разыскиваемого за теракты.
Ачемез Гочияев стал известен после кровавых московских терактов в 1999 году. 8 сентября на улице Гурьянова и 13 сентября на Каширском шоссе взорвались жилые дома – погибли 224 человека, около 700 получили ранения. Следствие посчитало, что именно Гочияев по паспорту другого человека арендовал нежилые помещения на первых этажах домов, куда под видом сахарного песка завез мешки с взрывчаткой.
По версии следствия, в 1997 году Гочияев уехал из родной КЧР в Набережные Челны, а спустя год вместе с соратниками перебрался в Чечню, где проходил подготовку в диверсионном лагере полевого командира Хаттаба.
Из Москвы Ачемез Гочияев уехал 13 сентября 1999 года, сразу же после того, как по телевидению показали его фоторобот. По некоторым данным, он скрывался в Чечне, потом уехал в Грузию. В настоящее время может проживать в Турции.
Напомним, что изначально взрывы в торговом центре и жилых домах в Москве и Волгодонске в сентябре 1999-го московские и федеральные власти приписывали чеченцам. Тогдашний мэр российской столицы Юрий Лужков страстно вещал о «чеченском следе» терактов, на федеральных каналах ТВ и радио, в прессе была развернута массовая античеченская кампания, где чеченцев представляли главными врагами и угрозой России. На них началась настоящая охота, милиция задерживала их повально, случаи подброса наркотиков и оружия были столь многочисленными, что чеченцы в Москве придумали тогда свое «ноу-хау», чтобы как-то защититься от подбрасываемых пакетов с наркотиками, гранатами, пистолетами – зашивали карманы брюк.
Десятки людей откупались огромными суммами денег, тех же, кто не мог, российская фемида отправляла в места не столь отдаленные.
Античеченские настроения в российском обществе достигли небывалых масштабов и остроты.Однако, несмотря на громогласные обвинения в адрес чеченцев со стороны политиков и СМИ в совершении кровавых терактов осенью 1999-го с массовыми человеческими жертвами, ни одно из этих обвинений не подтвердилось впоследствии.
Журнал «ДОШ»№4-2019